Профессиональный дефектолог-логопед проводит индивидуальные занятия
с детками с различными речевыми и поведенческими проблемами.

Клиническая картина умственной отсталости

Клиническая картина умственной отсталости носит разнообразный характер, однако, общим для различных ее форм является тотальное недоразвитие психики, включая недоразвитие познавательных способностей и личности в целом. Ведущая роль в структуре психического дефекта принадлежит недостаточности высших форм познавательной деятельности, прежде всего, абстрактного мышления при относительно достаточном уровне развития таких компонентов личности, как потребности, связанные с инстинктами, низшая эффективность.

Следует помнить, что указанные особенности психического дефекта при умственной отсталости становятся более отчетливыми к концу дошкольного – началу школьного возраста ребенка и носят индивидуальный характер.

В раннем детском и дошкольном возрасте недостаточность познавательной деятельности характеризуется следующими проявлениями:

- отставание в сроках развития психической деятельности и моторной активности;
- искажение и замедленный темп становления зрительных и слуховых условных рефлексов;
- запаздывание сроков проявления эмоциональных реакций на окружающих на первом году жизни с последующей их недостаточностью;
- отставание в развитии речи, подражательный «манипулятивный» характер игры;
- длительное отсутствие навыков самообслуживания;
- слабо выраженный познавательный интерес к окружающему;
- недифференцированность или отсутствие высших эмоций (сочувствие, чувство привязанности и др.) как результат недоразвития психических функций, относящихся, прежде всего, к начальному этапу развития абстрактного мышления.

У детей школьного возраста на передний план более отчетливо выступают конкретно-ситуационный характер мышления, слабость или невозможность обобщения, неспособность выделения существенных признаков предметов и явлений. При тяжелой и глубокой степенях умственной отсталости усвоение любых отвлеченных знаний и школьное обучение могут быть вообще невозможны.

У подростков и взрослых лиц с умственной отсталостью наряду с недостаточностью абстрактного мышления отмечаются: повышенная внушаемость, некритичность, неспособность принять самостоятельное решение в сложных житейских ситуациях, выраженная зависимость поведения от внешней ситуации, импульсивность поступков как результат незрелости всех сторон личности.

Опубликовано 03 Мая 2016 г.


Задать вопрос

Отправить

новости