Профессиональный дефектолог-логопед проводит индивидуальные занятия
с детками с различными речевыми и поведенческими проблемами.

Экспресс-диагностика



Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и стремительно. С каждым годом он изменяется физически и приобретает совершенно новые психические способности и качества. Из беспомощного малыша он превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов, а потому уделять внимание развитию ребенка надо начинать с раннего возраста.

Для диагностики я использую классические методики, по-зволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. Все диагностические материалы структурированы по возрастам.

По результатам обследования я могу разработать коррекционно-развивающую программу (индивидуально на каждого ребенка), которая позволит родителям заниматься дома самостоятельно.

Процедура проведения диагностического обследования

Диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком. Важно, чтобы обследование проходило в атмосфере доброжелательности: ребенка следует поощрять, оказывать ему эмоциональную поддержку.

Вначале проводится беседа-знакомство, позволяющая малышу адаптироваться в новых условиях, а взрослому — установить с ним контакт.

Одним из важных диагностических показателей является эмоциональная реакция ребенка на факт обследования (адекватность поведения). Можно выделить несколько вариантов поведения детей в такой ситуации. Наиболее естественная реакция — волнение, которое испытывает большинство детей в непривычных условиях. В этих случаях дети могут держаться несколько настороженно, напряженно. Иногда у них наблюдаются возбуждение, неадекватная веселость, фамильярность со взрослым. Безразличие, беспричинный смех, несоблюдение дистанции в старшем дошкольном возрасте могут являться показателем непонимания ситуации ребенком и свидетельствовать, в частности, о низком умственном развитии.

После предварительной беседы, когда контакт с ребенком установлен, можно переходить к следующему этапу — диагностике с использованием субтестов. Ребенок выполняет ряд заданий, а я в это время веду протокол обследования, в котором фиксируются результаты выполнения заданий, действия и высказывания ребенка, делаются пометки для планирования последующей развивающей работы.

Протокол является частью Диагностической карты, которая заполняется на каждого ребенка и включает в себя также схему беседы. В примечаниях приводится дополнительная информация, отмечаются особенности работы ребенка: наличие или отсутствие интереса к заданию, темп, аккуратность, проявления утомления, уверенность, умение сосредоточиться; посадка ребенка за столом, сведения о том, какой рукой работает ребенок (ведущая рука), правильно ли держит карандаш, характер действий (целенаправленный или хаотичный), специфика эмоциональных реакций и т.п. (в зависимости от задания, которое выполняет ребенок).

По результатам проведенного обследования для каждого ребенка вырабатываются индивидуальные рекомендации, которые также фиксируются в карте.

Задать вопрос

Отправить

новости